Японская организация по борьбе с пиратством, Ассоциация распространения контента за рубежом (CODA), представляющая интересы ряда медийных и игровых компаний, включая Square Enix, Cygames, Bandai Namco и владельца FromSoftware, компанию Kadokawa Corporation, направила официальное обращение к OpenAI. В нем она требует прекратить использование контента своих членов для обучения моделей, таких как Sora 2.
CODA была создана в 2002 году по инициативе Министерства экономики, торговли и промышленности и Агентства по культурным вопросам с целью продвижения японского контента за рубежом и борьбы с пиратством.
«Японский контент, включая музыку, фильмы, аниме, телепрограммы, видеоигры и издательскую продукцию, играет важную роль в усилении международного присутствия страны и экономическом росте», — говорится в описании на сайте CODA. «С развитием цифровых технологий становится еще важнее защищать японский контент от все более изощренных нарушений авторских прав и способствовать развитию контент-индустрии».
CODA утверждает, что OpenAI может нарушать авторские права, поскольку модель генерации видео Sora 2 выдает результаты, которые «близки к японскому контенту или изображениям».
«CODA пришла к выводу, что это результат использования японского контента в качестве данных для машинного обучения. В случаях, подобных Sora 2, когда конкретные авторские работы воспроизводятся или аналогично генерируются в виде выходных данных, CODA считает, что акт репликации в процессе машинного обучения может представлять собой нарушение авторских прав», — говорится в заявлении.
«Кроме того, согласно сообщениям СМИ, утверждается, что Sora 2 использует систему отказа на основе запросов от правообладателей. Однако в японской системе авторского права, как правило, требуется предварительное разрешение на использование авторских произведений, и нет системы, позволяющей избежать ответственности за нарушение посредством последующих возражений».
CODA требует от OpenAI предотвратить использование контента своих членов без разрешения для работы Sora 2. Также она просит компанию «искренне отвечать» на претензии и запросы от членов CODA, касающиеся нарушения авторских прав.
Японские компании выражают недовольство использованием OpenAI защищенных материалов
OpenAI запустила Sora 2 30 сентября 2025 года. Всего через несколько дней генеральный директор компании Сэм Альтман заявил о желании предоставить правообладателям «более детализированный контроль» над генерацией персонажей.
В блоге, озаглавленном «Обновление Sora #1», он сообщил, что OpenAI намерена позволить правообладателям указывать, как их персонажи могут использоваться Sora, «включая полный запрет». Однако он также выразил надежду, что технология станет настолько привлекательной, что многие будут рады видеть своих персонажей.
Альтман отметил «удивительный творческий выход» Японии. «Мы поражены тем, насколько глубока связь между пользователями и японским контентом», — добавил он.
На OpenAI в последние годы было подано множество исков, поскольку многие создатели недовольны подходом компании «просить прощения, а не разрешения» при сборе данных из интернета.
На прошлой неделе судья разрешил продолжить консолидированный групповой иск от ряда авторов, включая Джорджа Р. Р. Мартина, которые утверждают, что OpenAI и Microsoft нарушили их авторские права, используя их защищенные работы для обучения крупных языковых моделей без разрешения.
OpenAI открыто заявила, что ее модель ChatGPT обучалась на информации, «доступной в интернете», а также на данных, которые она получает от партнеров и пользователей.
Однако в отношении обучения Sora 2 компания была менее прозрачна. Как сообщила The Washington Post в сентябре, OpenAI не уточнила, какие видео использовались для обучения Sora, хотя один из руководителей проекта ранее объяснил, что компания использовала «доступные и лицензированные данные».
В попытке понять, какой контент мог использовать OpenAI, The Washington Post создала сотни видео с помощью Sora, которые показали, что инструмент способен воспроизводить фильмы и телешоу Netflix, видеоигры, такие как Minecraft и Civilization, а также популярных персонажей Marvel, таких как Железный человек и Человек-паук.
В прошлом месяце Американская ассоциация кинематографистов (MPA) отреагировала на запуск Sora 2, заявив, что ответственность за предотвращение нарушений лежит на OpenAI, а не на правообладателях.
«OpenAI необходимо принять незамедлительные и решительные меры для решения этой проблемы», — сказал председатель и генеральный директор MPA Чарльз Ривкин. «Установленное авторское право защищает права создателей и применяется в данном случае».
Это интересное развитие событий в области авторских прав и технологий. Японские компании правы в том, что защищают свои творения, но, возможно, OpenAI стоит предложить более прозрачный процесс разрешения конфликтов. Интересно, как это повлияет на будущее генеративных моделей.